"Колония Дигнидад" - решив остаться, ты уже не уйдешь


Некоторые исторические факты нельзя забыть, дабы они служили нам постоянным назиданием. К таковым стоит отнести «Колонию Дигнидад», религиозную общину, возведенную в Чили сбежавшими от правосудия немцами. С сожалением приходится признать, что трибунал в городе Нюрнберг наказал далеко не всех причастных к преступлениям Второй мировой войны. Такие люди, как Пауль Шеффер («Пий») и некоторые его приспешники, смогли дожить до преклонных лет в добром здравии и продолжили творить садистские бесчинства, совершенно не переживая за то, что их настигнет заслуженное наказание. Официальная история по возможности пытается обходить стороной ушедших от возмездия нацистов, спрятавшихся в Аргентине и Чили, однако факт остается фактом…

Дело Пауля Шеффера примечательно тем, что в нем фигурировали несколько тысяч невинно осужденных граждан, в лучшем случае пробывших несколько десятилетий в плену у безумного садиста, работая на плантациях, а в худшем — умерев в ходе жестоких истязательств, о которых сложно подумать, не то, что представить.

«Оскароносный» режиссер Флориан Галленбергер в отличии от коллег не побоялся снять первый серьезный художественный фильм об этих событиях, добившись желаемого резонанса и пробудив публику от затянувшегося снотворного состояния, грозящего в конце концов обернуться еще одним геноцидом.

Балансируя на грани выдачи спойлеров, стоит сказать об игре актеров и, собственно говоря, о самой картине. Лично для меня эта ленты стала открытием Эммы Уотсон. И здесь главное понимать, что я никоим образом не пытаюсь опорочить ее героиню из серии драм о Гарри Поттере.

«Колония Дигнидад» — совершенно другая история. Здесь нет волшебства, с помощью которого можно наколдовать что угодно, здесь реальный и суровый мир, который приправлен острым соусов под названием «военная диктатура Аугусто Пиночета».

С Даниэлем Брюлем дело обстоит немного труднее. С одной стороны он (Спойлер!) очень хорошо показал вынужденную имитацию съехавшего с катушек человека. С другой, как мне показалось, слабо сыграл составляющую отношений с Леной.

Но оставляю фокус на актерском составе и перемещая его в сторону режиссера картины - зритель понимает, что последний - открывает ему дверь в мир с совсем не доброй атмосферой, но эта атмосфера прекрасна своим ужасом и тотальным контролем. 

Хорошее кино, если подумать, редко бывает добрым. Зритель здесь находит свою роль безмолвного свидетеля, будто предусмотрительно оставленную режиссером. За главную героиню было действительно страшно, а в паре моментах даже чересчур, когда под маниакально-пристальным взглядом пусть и больного, но далеко не глупого лидера колонии-общины её легенда кирпич за кирпичиком терпела крах, но она стойко продолжала играть свою роль ради цели.

Микаэл Нюквист, несмотря на то, что его прототипа я представлял более умалишенным, но осторожным, сыграл вызывающего по меньшей мере злость Шефера удачно и изящно. Властный, сильный, уверенный в себе и своих поступках, он подчинил себе всех, создал нерушимую, смазанную страхом и обожанием, систему. Жители колонии, попадавшие туда не всегда добровольным путем, трудились рабскими мерками, и за любой проступок наказывались жестоко с моральной и физической точки зрения. Одна лишь сцена собрания из-за оступившейся Доротеи просто кошмарна. Пий пользовался безоговорочной поддержкой со стороны власти, несметно зарабатывал на колонии, представляемой всему остальному миру как благотворительное общество крестьян. Но финансы, кажется, не имели на него большее влияние, чем свобода действий для религиозного фанатизма и извращенного ума. Прежде чем заинтересоваться просмотром «Колонии Дигнидад», все-таки, лучше ознакомиться хотя бы с личностью Пауля Шефера.

Несмотря на присутствие некоторых очень привычных стилистических и сюжетных приемов, кино получилось весьма глубоким, жестким и продуманным. Сцены здесь наточены на то, чтобы держать в напряжении до самого конца.

Насколько известно, это пока что первый полнометражный movie о личности Шефера, и может быть, когда-то будут фильмы куда сильнее и охватывающие что-то большее, чем снятое Флорианом Галленбергером. Но пока что «Колония Дигнидад» — это целостная лента, которая даёт пищу для мозга.

Это нельзя пропустить